Имя чанзистки Анны Субановой уже известно меломанам республики. Она блестяще выступала в концертах всех четырех Международных фестивалей традиционной музыки "Звуки Евразии", уже состоялся в 2006 году первый в истории исполнительства на бурятских народных инструментах ее сольный концерт, заслужены звания лауреата международных конкурсов "Кубок Байкала", "Найдал-2005", "Фольклор без границ" (Болгария, 2007). На исходе 2009 года в КТЦ "Феникс" состоялся второй ее сольный концерт. Он стал подведением итогов пятилетней преподавательской работы Анны Борисовны в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Поэтому его программу составили произведения, подготовленные в эти годы. Многие из них и родились в этот период, причем именно по инициативе исполнительницы. "Молодость" исполненных произведений была не единственной новацией концерта. Необычными были и исполнительский профиль Анны, показавшей прекрасное владение и чанзой, и домрой, и мандолиной, и синтетичность репертуара, включившего не только ожидаемые инструментальные произведения, но и вокальные, и хореографические выступления. Их присутствие в программе концерта чанзистки было обусловлено той ролью, которую они играют в ее творческой жизни. Дело в том, что одна из ее творческих ипостасей - оркестровая: Анна является участницей оркестра знаменитого ансамбля восточного танца РЦНТ "Лотос" (руководитель - заслуженный работник культуры России и Бурятии Т. Вампилова). Эту страницу ее творческой биографии и представили в концерте эффектные композиции - монгольский танец и ехорные напевы. Захватывающие ритмы изобретательных хореографических рисунков, нарастающий темп излучали мощную энергию, прорвавшуюся в зал в заключительном фрагменте сюиты, когда над вихрем звуков вдруг взлетел голос Анны. Такое синкретическое действо как нельзя лучше завершило концерт, заключив его в драматургическую рамку: открыл концерт также ансамбль "Лотос", только не полный его состав, а дуэт, воплотивший в движении прекрасную пьесу "Старинная песня" Анатолия Андреева. Звуки и движения этой композиции как бы постепенно проявлялись из тишины и темноты, став волшебным эпиграфом концерта. Еще один танец - таинственное и пламенное "Небесное танго" Диенса - исполнил вместе с Анной Театр современного танца "Угол зрения" (руководитель - Е. Башурова). Зал был покорен их техничностью, экспрессией, проникновением в характер танца, полнотой сценического общения, в которое, к удивлению зала, была вовлечена и Анна, сменившая чанзу на альтовую домру. Этот номер по стилю и темпераменту корреспондировал с болеро Меццакапо "Толеро", где мандолине чутко аккомпанировал ансамбль народных инструментов. Вокальная же составляющая концерта для многих стала открытием Анны. Оказалось, что она хорошо поет и интересно аранжирует. Оказалось, что еще обучаясь в Музыкальном колледже им. П. И. Чайковского, она с подругами составила вокальное трио, ставшее лауреатами конкурса "Белый месяц" и занявшее видное место в бурятской популярной музыке. Первоначальное название трио "Ая-ганга", позже "Уддияна". Историю ансамбля полно и проникновенно представила одна из его участниц, Мэдэгма Жимбиева, благодарно отметив всех - преподавателей, родителей, друзей, спонсоров - чья поддержка помогла проекту осуществиться. К сожалению, в полном составе трио мы услышали только в записи, так как одна из его участниц, Заслуженная артистка РБ Ольга Шарапова, с ансамблем "Байкал" находилась на гастролях во Франции. Но и дуэт Анны Субановой и Мэдэгмы Жимбиевой звучал замечательно и был тепло принят аудиторией. Но главной особенностью концерта стала сама музыка для чанзы. Наконец-то в Бурятии прозвучали произведения, доказавшие, что народные инструменты вполне способны претворить и драматизм содержания, и освоить современные выразительные средства. Инициатором создания таких произведений стала сама Анна Субанова, обратившаяся к признанному мэтру Виктору Усовичу, его ученикам - недавним выпускникам композиторского отделения ВСГАКиИ Дарье Коркиной и Александру Русанову, а также к "родственнице" В. Усовича по учебе в Уральской консерватории, музыкальному авангардисту Екатерине Олерской. Созданные ими произведения для чанзы уже звучали с концертной эстрады. Как говорят музыканты, эти сочинения уже "выграны", стали близки Анне. Поэтому ей по силам при каждом их исполнении вдруг открыть что-то новое - и для слушателей, и для себя. Обратившемуся к образам бурятской традиционной культуры А. Русанову в поэме "Белый старец" удалось найти атмосферу покоя и света, которая сопоставляется с настроениями тревоги, может быть, с напряженным поиском истины. "Концертная пьеса для чанзы и фортепиано" Д. Коркиной более однородна по музыкальному материалу и сначала кажется, что ее орнаментальный тематизм нейтрален, но дальнейшее вслушивание открывает особый мир, где есть место иронии и лирике, драматизму и нежности. Но как ни различны эти произведения, есть нечто, их сближающее. На мой взгляд, это то, что сумел передать их авторам их учитель, то, чем сам В. Усович владеет в полной мере. Это умение развивать музыкальный материал, мастерски вести развитие к мощной кульминации, это чувство формы, позволяющее сбалансировать разделы целого, это и чувство фактуры, когда способ изложения формирует и подчеркивает смысловое содержание. Одним из наиболее ярких впечатлений концерта стало исполнение фантазии Е. Олерской "Бег через туман". Композитор каждым своим проектом умеет удивить слушателя. Е. Олерская мыслит современно, смело, нестандартно. Она не устает двигаться в профессии. Музыка фантазии строится на сопоставлении тревожных и скерцозных токкатных разделов. Ритмическое остинато острое, как азбука Морзе. Между ними - почти импрессионистическая звукопись, из неопределенности постепенно рождающая кантиленную мелодию, каденции которой напоминают бурятские напевы. Современность, острота музыкального языка не лишает образы эмоциональной и смысловой определенности. Еще одна жемчужина концерта - вариации В. Усовича на тему бурятской народной песни "Сэльгеэхэн Сэлэнгэ" ("Прохладная Селенга"). Многие музыканты республики считают это сочинение одним из лучших произведений для бурятских народных инструментов, и с этим невозможно не согласиться, настолько мастерски композитор "остранняет" (используем термин Бертольда Брехта) известную мелодию. Поэма, пьеса, фантазия, вариации - такое разнообразие жанров посвящено чанзе. Для нее теперь создаются даже концерты. Концерт В. Усовича уже исполнялся А. Субановой в филармонии совместно с симфоническим оркестром Государственного академического театра оперы и балета под управлением В. Волчанецкого. В рецензируемом концерте прозвучала только первая часть. Но и в ней узнаваем стиль композитора - мелодичность, эстрадность, проявляющаяся в гармонии и ритме, виртуозное гармоническое и фактурное варьирование, напряженное "строительство" кульминаций, поистине гимнический финал, чувство инструмента, когда звучание фортепиано воплощается в огромном диапазоне - от прозрачности до оркестральности. Концерт О. Шаренды, выпускника кафедры народных инструментов ВСГАКиИ, был исполнен ансамблем народных инструментов "Каскад" ДШИ №6, руководителем которого он является. Концерт в трех частях, также созданный по заказу А. Субановой, следует законам жанра. Однако недостаток специального обучения сказывается в нелогичности развертывания тем, однообразии гармонии и фактуры, стандартности драматургии. Можно только приветствовать импульс к сочинению, особенно для инструментов, которыми владеешь, тем более в контексте недостаточности репертуара для народных инструментов. Хочется пожелать начинающему композитору получить профессиональное образование. Концерт Б. Уджаева в оригинале предназначен для товшура с оркестром калмыцких народных инструментов. А. Субанова исполнила его финал на чанзе в сопровождении фортепиано. Запоминающиеся контрастные темы, единая линия драматургического развертывания были темпераментно представлены исполнителями. Партнером Анны была в этот вечер концертмейстер, Лауреат международного конкурса Ольга Васильева. Прекрасный музыкант, она умеет и чутко поддержать солиста, и виртуозно солировать. Ей подвластны и чуть слышное трепещущее пиано и мощь поистине оркестрового форте. Я не случайно вспомнила об оркестре - многие годы Ольга Васильева является концертмейстером ВСГАКиИ в классе оркестрового дирижирования, где на занятиях с будущими дирижерами фортепиано под ее руками заменяет целый оркестр. Не хочется даже использовать по отношению к ее игре термин "аккомпанемент" - настолько органичен дуэт Анны и Ольги. Поэтому успех концерта - это и ее большой успех. Второй сольный концерт Анны Субановой вновь продемонстрировал ее прекрасные исполнительские качества. Хочется искренне поблагодарить ее педагогов: в ДШИ №6 - Л. М. Соковикову, в Музыкальном колледже - Л. Р. Цымпилову, в Красноярской государственной академии музыки и театра - профессора В. П. Зеленого. Однако музыкальность и техничность Анны - еще не все. Значение ее творчества шире: мастерское владение широкой палитрой исполнительских приемов "работает на перспективу", раздвигая границы возможностей инструмента. Справедливости ради следует высказать и замечание: концерт погрешил некоторой пестротой стиля, возникшей в результате обьяснимого желания показать разные грани дарования исполнительницы. Однако соединение традиций академического искусства и поп - культуры требует, очевидно, особой сценической формы. Впрочем, достоинства концерта безусловно превалируют, ведь он подарил нам запоминающуюся встречу с прекрасной музыкой и замечательными музыкантами. О. Русинова, доцент ВСГАКиИ, Заслуженный деятель искусств РБ, Член Союза композиторов России и Бурятии. Статья опубликована в газете Бурятия 7, 5 марта 2010 г. №36 (4658), страница 9.
|