Анна Субанова

Пятница, 22.11.2024, 05:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Пресса

Музыканты Евразии едины…

Как уже писала газета, 25-29 сентября в столице Бурятии состоялся второй по счёту международный фестиваль "Звуки инструментов Евразии". Предыдущий фестиваль проводился в Улан-Удэ 28 марта-2 апреля 2006 года по инициативе заслуженного работника культуры Бурятии и России, кандидата культурологии, члена-корреспондента МСА, профессора ВСГАКиИ Виктора Ки-това. Тогда своим опытом и мастерством делились музыканты Бурятии, Калмыкии, Тувы, Хакасии, Читинской области, а также гости из Республики Корея и Монголии.

Нынешний фестиваль явился достойным продолжением. В нем приняли участие исполнители из Улан-Удэ, Красноярска, Абакана, Читинской области и Индии.

Программа включала в себя утренние и вечерние концерты, серию мастер-классов. Кроме того, к фестивалю была приурочена научно-практическая конференция "Традиции и современность в народной музыке Евразии". Как и полтора года назад, концерты и мастер-классы прошли в здании Улан-Удэнского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского.

Вечером 25 сентября состоялись церемония открытия фестиваля и первый концерт с программным названием "Четыре столетия бурятской чанзы". Прозвучали обработки народных песен, авторские сочинения для данного инструмента и разнообразные транскрипции. Также вниманию публики было представлено только что изданное трёхтомное учебное пособие "Чанза: школа мастерства".

Трудно переоценить значение этого труда для дальнейшего развития сольного и ансамблевого исполнительства на чанзе. Преподаватели - чанзисты Улан-Удэнского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского заслуженный работник культуры РБ и РФ С.Д. Гуруева, заслуженный работник культуры РБ СР. Балабанова, С.Н. Будаева в соавторстве с известным исполнителем на домре, народным артистом России, профессором Российской академии музыки имени Гнесиных В.П. Кругловым соединили передовые принципы обучения домристов с многолетним практическим опытом обучения на чанзе. Учебное пособие адресовано широкому кругу. Первая часть содержит раздел об основах нотной грамоты, сведения об устройстве инструмента, об основных приёмах игры на чанзе, разнообразный инструктивный материал. Вторая и третья части пособия включили в себя оригинальные сочинения и переложения для чанзы соло, ансамблей чанз. В них представлены почти все известные обработки бурятских народных мелодий и сочинения композиторов республики, а также произведения русских и зарубежных композиторов-классиков. Редактором и составителем книги стал В. Китов. Учебное пособие снабжено аудио- и видео-приложениями, богатым нотным материалом, что сделало данное издание поистине уникальным.

Следующий день познакомил слушателей с народными инструментами Республики Хакасия и Индии.

Выступление хакасских музыкантов предварялось лаконичным, но в то же время емким рассказом кандидата исторических наук, доцента Института искусств Хакасского государственного университета Марины Дориной. Она описала особенности национального инструментария, дала краткие характеристики творчеству хакасских композиторов, чьи сочинения и обработки прозвучали в концерте наряду с фольклором. Ансамбль из трёх исполнителей сумел воссоздать на сцене сакрализованное исполнительское искусство с элементами синкретизма, столь свойственного традиционной музыкальной культуре. Учитывая данную особенность, хотелось бы услышать больше именно фольклорных образцов, которые значительно лучше гармонируют как с самими инструментами, так и с манерой исполнителей.

На вечернем концерте были исполнены две классические индийские раги: рага "Хемант" (Савита Бакши - ситар, Анил Кумар Кол - табла) и рага "Шудх саранг" (Ракеш Ананд -флейта бансури, Анил Кумар Кол - табла). Второй концерт индийской музыки состоялся 28 сентября вечером: в первом отделении прозвучала рага "Кирвани" в исполнении Шри Раджа Кумара Маджумдара (индийские цимбалы - сантур) и Анила Кумара Кола (табла). Во втором отделении Анил Кумар Кол познакомил слушателей с сольной композицией для табла "Тин тала" и собственными ритмическими импровизациями.

Со вступительным словом перед каждым концертом выступал индийский музыковед Равиндер Кол. Он разъяснял слушателям особенности строения индийской раги. Как правило, произведение имеет двухчастную структуру. Первая часть исполняется каким-либо инструментом соло, во второй части к нему присоединяется ударный инструмент табла.

Выход музыкантов и подготовка к игре были сопряжены с ритуальной жестикуляцией - ведь сам акт музицирования для них - таинство. По убеждению индийских исполнителей, через звуки музыкальных инструментов передаётся речь богов.

Знакомство с классической музыкой Индии стало серьезным испытанием для слушателей. Многие из них оказались просто не готовы к восприятию такого рода звуковых реалий. Рага длится около часа и развертывается крайне медленно. Слух, привычный к новоевропейской музыке с ее контрастами и действенностью, становился беспомощным, в результате - сонные глаза, разговоры вслух по сотовому телефону или просто демонстративный уход из зала. Однако стоило только слушателям сделать внутреннее усилие, и рага начинала приносить эстетическое наслаждение. Более того: то, что продемонстрировали индийские исполнители, явилось весьма созвучным многим современным тенденциям в европейском музыкальном искусстве. Открытая, потенциально бесконечная форма раги отчетливо ассоциируется с алеаторической техникой; преобладание принципа остинатнос-ти напоминает технику паттернов (минимализм); разнообразие способов звукоизвлечения, колористика, оперирование микроинтерваликой (шрути) перекликаются с сонористическим направлением.

Бурятские музыканты были представлены двумя концертами. 27 сентября звучали произведения для различных видов ятаги. Исполнители Валентина Намдыкова, Лариса Сыде-ева (ятага), Алексей Крылосов (чан-го), Ольга Васильева (фортепиано) представили вниманию аудитории обработки бурятских народных песен, авторские сочинения композиторов Бурятии и цикл корейского композитора Х.Бенги "Ночные звуки". Состоялось первое исполнение вариаций композитора Екатерины Олерской для 21 струнной ятаги на тему бурятской песни "Червонное золото". Во втором отделении старший преподаватель ВСГАКиИ Анна Субанова (чанза) и концертмейстер Ольга Васильева (фортепиано) исполнили произведения современных композиторов.

Утренний концерт 28 сентября целиком состоял из сочинений бурятского композитора Виктора Усовича. В концерте приняли участие Анна Субанова, Ольга Васильева, Дарима Балданова (хур), Виктория Усович (фортепиано), а также оркестр бурятских народных инструментов им. Ч. Павлова Бурятского государственного национального театра песни и танца "Байкал" (дирижер Жаргал Токтонов).

Знакомство с программой фестиваля приводит к выводам, что бурятская исполнительская традиция оказывается в целом более близкой закономерностям европейской академической музыки. Об этом свидетельствуют систематическое обращение к академическим формам и жанрам, создание оркестров по образцу симфонического, почти повсеместное фортепианное сопровождение солирующему инструменту, исполнение собственно образцов академической музыки в транскрипции.

Эта тенденция перешла из сферы исполнительства на русских народных инструментах, что ярко было продемонстрировано на концерте "Музыка России", который дали гости из Красноярска 27 сентября. В первом отделении слушатели насладились блестящей, артистичной игрой доцента КГАМиТ Андрея Шакорина (балалайка) и концертмейстера Юлии Балабановой (фортепиано). Во втором отделении профессор КГАМиТ Виктор Зеленый и концертмейстер Татьяна Максимова исполнили переложения, обработки народных песен и авторские сочинения для другого, не менее популярного русского инструмента - домры.

Апофеозом фестиваля стал гала-концерт, где выступили все участники. Программу концерта пронизывала идея единства музыкантов Евразии. Оригинальной находкой стало коллективное исполнение "Калинки", где органично сплетались звуки русских, бурятских, хакасских, индийских инструментов - звуки инструментов Евразии.

Бессменной ведущей большинства концертных программ была Людмила Ильина - заслуженная артистка Бурятии, заслуженный работник культуры России. Отметим ее превосходную сценическую речь и манеру с глубоким достоинством держаться на сцене. Ее участие придавало концертным мероприятиям особую торжественность и приподнятость.

Фестиваль доказал свою жизнеспособность и, несомненно, будет иметь продолжение. И это будет большим вкладом в дело популяризации исполнительства на народных инструментах.

 

 

А. Потапцев, М. Рантарова, музыковеды, преподаватели Улан-Удэнского музыкального колледжа им. П.И. Чайковского.

Статья опубликована в газете "Бурятия" №195(4082) от 18 октября 2007г. стр. 4

Категория: Пресса | Добавил: alex (02.10.2010)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0

Меню сайта

Категории раздела

Мои статьи [1]
Пресса [10]
Сюда вошли материалы которые были изданы в журналах и газетах.
Мои учителя [3]
Немного слов о моих Учителях

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск