ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Ольга ШАРАПОВА сегодня одна из самых привлекательных эстрадных певиц Бурятии. Ей 36 лет, рост - 160, вес - 58. У Ольги густые чёрные волосы - предмет её особой гордости. Ведь как говорят французы, волосы и причёска - это половина внешнего вида женщины. Родители - из сонгольского села Харлун Бичурского района. Родилась и всё своё раннее детство провела в таёжном селе Тэгда, краю, откуда был родом и который воспел автор гимна Бурятии народный поэт Дамба Жалсараев. Ольга Шарапова по знаку Зодиака - Водолей. Её любимый цвет - бирюзовый. Любимое украшение - обязательно серебряное. Любимые цветы - розы. Любимые песни - народные. О песне, и не только о ней, наша беседа с заслуженной артисткой Республики Бурятия, лауреатом конкурса эстрадной песни "Золотой дождь" и регионального конкурса "Дангина-Гэ-сэр" в номинации "Хатан", дипломантом международного конкурса вокалистов имени народного артиста СССР Лхасарана Линховоина в номинации "Народное пение", лауреатом именной стипендии им. Л.Линховоина в 2003г., одной из лучших выпускниц отделения бурятского фольклора ВСГАКИ 2004 года певицей /Ольгой ШАРАПОВОЙ. Моя собеседница - солистка Государственного национального театра песни и танца "Байкал". В знаменитом спектакле "Угайм сулдэ" она пела сначала партию девушки из рода эхи-ритов, а затем выступила в образе феи, небесной посланницы Эсэгэ-Малаана тэнгрия, спев "достаточно сложную" по определению самой певицы, сартуль-скую народную песню. Напев монгольских сартулов, живущих в приграничье, привёз из Монголии композитор На-ранбаатор. И ещё она - художественный руководитель вокальной группы студенческого народного ансамбля Бурятского государственного университета "Байкальские волны". - Ольга Дулгаровна, вы увлеченный человек, ведь не каждый находит в жизни своё призвание. Когда впервые народная песня обрела для вас сегодняшний смысл? Как долго вы шли к ней? - В детстве я слышала, как пела бурятские народные песни бабушка. Может, потому ещё в 1991 году стала ходить в ансамбль "Магтаал". Благодаря творческой атмосфере, созданной руководителем ансамбля Аллой Галдановной Балдаевой и участниками, людьми уже в возрасте, увлеклась бурятским фольклором. И уже окончив индустриально-педагогический техникум, поработав в школе и даже поторговав в сложные годы на рынке, поступила в Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств. А было мне в то время уже 28. С головой окунулась в учёбу, всё было интересно. И участвовала в различных конкурсах, они всегда полезны: чему-то учишься, в чём-то становишься уверенней. - А годом раньше вы создали трио "Ая-ганга". Расскажите об этом. - Да, нашему трио вместе с Мэдэг-мой Жимбиевой (сейчас она получает второе образование в музыкальном колледже по классу ятага) и Анной Су-бановой, лауреатом международных конкурсов исполнителей на народных инструментах, в этом году исполнилось десять лет. Начинали мы в 1998 году как "Ая-Ганга", а после стали называться "Уддияной". Уже через год стали лауреатами первой степени телевизионного конкурса эстрадной песни "Белый месяц". В 2005 году мы выпустили альбом, куда вошло 11 песен. В составе "Магтаала" мы выступали в разных российских городах, а также в Испании, Италии, Греции. - Ольга Дулгаровна, какие рекомендации в пении давали вам педагоги? - Я учусь частным образом у заслуженного деятеля искусств России, кавалера ордена Почёта, мэтра вокальной педагогики Вячеслава Баяндаевича Елбаева. Это он открыл мне глаза на вокальное искусство, перевернул все моё сознание. Мы всегда думали, что поём, а оказалось, напеваем. Третий год хожу к нему и теперь понимаю, что такое учиться пению, какой это труд. Надо благодарить Бога, что есть у нас такие мастера-педагоги, открывающие двери в профессию. Я теперь кое-что знаю и чувствую, что за спиной у меня что-то уже есть. Конечно, счастливые люди начинают учиться пению в 17 лет, а я только в 33 года пришла к тому, что надо учиться, совершенствовать свое пение. Все ученики Вячеслава Баяндаевича сразу поступают в консерваторию и остаются там же - в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве. - Есть ли у вас кумиры среди людей вашей профессии? - Мне очень нравятся американская певица Марая Кэрри, Лариса Долина, потрясающая женщина и мастер вокала, джазовых импровизаций. А в Бурятии это, наверное, мастера оперной сцены. И еще Жаргал Бадмацыренов, так покорявший своих слушателей. - Меняется ли, на ваш взгляд, народная песня как жанр? - Конечно. Поскольку народная песня передается из поколения в поколение изустно. Поэтому носитель передает так, как ему позволяют раскрыть особенности песни его природные музыкальные данные, слух, восприятие, голосовые возможности и так далее. Одна народная песня может звучать на миллион разных мотивов. Каждый привносит в нее разного рода собственные украшения, мелизмы. И говорить, что кто-то правильно поет, а кто-то нет, не приходится. Например, так, как пела моя бабушка, я не могу. Словом, эталона исполнения какой бы то ни было народной песни в принципе нет. В научных трудах фольклористов, этнографов показано, как видоизменяется народная песня. Как и меняется жизнь. Раньше бурят выходил в поле и пел, подражая звукам природы, жаворонку. А мы сейчас можем подражать носителям традиции. Но раньше были юрты, степь, жаворонок в небе, и песня звучала естественно, как кровоток. А сегодня и жаворонков-то нет. Меняется восприятие песни, меняется ритм жизни. Я считаю, чтобы народная песня сегодня жила и развивалась, ее надо адаптировать к молодежи, через современные обработки, через синтезированную музыку. - Если бы вы сами могли сочинять, о чем написали бы песню? - Я бы хотела написать песню - посвящение учителю - великому буддийскому бодхисаттве Бидие Дандарону. Наверное, я бы написала о душе. - Вы поёте чаще одна. А с кем из певцов мужчин вы могли бы составить дуэт? - Это вполне реально. У Вячеслава Баяндаевича я разучиваю классические произведения. Мне хотелось бы попробовать петь монгольские протяжные песни. Но у нас мужчин, которые поют протяжные песни, пока нет. А так мы пробовали петь с Булатом Бадмаевым, Аюшей Данзано-вым, получалось неплохо. Пробовали петь дуэтом с Михаилом Пироговым, Содно-мом Доржиевым, было интересно. "Когда поёшь в разных манерах, ты начинаешь разрываться, нужно одно что-то выбрать для себя", - услышала я от своего наставника. И пошла своим путём. Я даже училась горловому пению у монгольского певца Болдбатора. - Вы не только одарённая, но и мужественная женщина: одна воспитываете детей. -Дети у меня поздние. Дочь Уянга девяти лет и сын Агван, ему три года. Вся моя жизнь ради них. Очень счастлива, что они есть, что Бог дал мне здоровых детей. Хочется, чтобы будущее было у них безоблачным. Ведь что заложишь в них, то и получишь. А мужчину своей мечты можно встретить в любом возрасте, если не здесь, так в другом городе, это нетрудно. А детки - это другое, это на всю жизнь, и с ними надо постоянно заниматься. - И, наконец, традиционный вопрос нашей рубрики. Ваши планы? - Выпустить сольный диск. Со стилизованными бурятскими народными песнями, эстрадными бурятскими песнями, с произведениями Наранбаатора, на стихи Д-Д.Жалсараева, с монгольскими авторскими песнями. И этот первый свой сольный диск хочу посвятить родителям - отцу Дулгару Гомбоцыреновичу и матери Валентине Данзановне Шараповым, которые воспитали и вырастили нас, десятерых детей. Спонсоров пока нет. Есть много людей, которые спрашивают, а где можно купить записи песен Ольги Шараповой. Это меня и сподвигло на запись диска. - Спасибо за беседу и успехов вам. Желающие помочь замечательной певице Ольге Шараповой в выпуске первого сольного диска, откликнитесь, это будет просто здорово! Во всех отношениях. Надежда ГОНЧИКОВА Статья опубликована в газете "Бурятия" №101(4234) от 6 июня 2008г. стр.6
|